Вопреки ожиданиям, легкая музыка и веселые мелодии не всегда влияют на нас благоприятным образом, выяснил обозреватель BBC Future.
Многим из нас знакома песня Джеймса Брауна I Got You (I Feel Good) — ее легко узнать по зажигательному возгласу «Whooah» в самом начале и повторяющемуся задорному фанковому риффу, который следует за каждой строчкой текста и буквально наполняет вас ощущением счастья.
Можно с уверенностью заявить, что этот легендарный трек — один самых позитивных в истории музыки. Он гарантированно учащает сердцебиение, заставляет вас кивать головой в такт и, возможно, даже пританцовывать.
Кажется, что невозможно слушать это произведение крестного отца соула и испытывать что-то, кроме неподдельной радости.
Между тем, за легко запоминающимися словами и энергичной мелодией может крыться нечто зловещее: прослушивание подобной музыки может стать причиной дурных поступков.
«На практике музыка часто используется для того, чтобы манипулировать людьми», — объясняет Наоми Зив, психолог из Колледжа управления академическими исследованиями в городе Ришон-Ле-Цион (Израиль).
«Чаще всего это делается далеко не из лучших побуждений, — говорит она. — Музыка может делать людей уступчивее или агрессивнее, или даже вызывать чувство расовой неприязни».
Именно к таким выводам, противоречащим уже устоявшимся убеждениям, подводят последние научные исследования.
Ранее считалось, что агрессивный рэп Эминема и хеви-метал Мэрилина Мэнсона могут подталкивать людей к жестоким поступкам.
Так, например, вскоре после массового убийства в школе «Колумбайн» в адрес Мэнсона посыпались обвинения в том, что убийц вдохновила именно его музыка, однако позже все это оказалось неправдой.
Тем временем психологи из Квинслендского университета (Австралия) утверждают, что подобная музыка, напротив, помогает нам избавиться от агрессии.
Женевьев Дингл и ее коллеги намеренно старались разозлить людей, расспрашивая их о конфликте с коллегой или ссоре с другом, а потом давали им послушать хардкор-метал.
Те, кто слушал эту музыку, чувствовали себя потом намного лучше, чем те, кто просто сидел в тишине.
«Таким образом, прослушивание тяжелой музыки может быть вполне приемлемым способом избавления от гнева», — заключает Дингл.
А вот исследования Наоми Зив дают основание предполагать, что наибольшая опасность заключается как раз в легкомысленных мелодиях.
В 2011 году, к примеру, она обнаружила, что музыка обладает способностью влиять на нравственность людей.
Она попросила группу волонтеров прослушать выдуманное рекламное объявление о веб-сайте, где можно было заказать поддельные документы для повышения размера пенсионного пособия.
Половина испытуемых, помимо объявления, в качестве фоновой музыки слушала аллегро из «Маленькой ночной серенады» Моцарта, в то время как вторая половина — только рекламу без музыки.
Еще одну группу добровольцев попросили прослушать другое объявление, рассказывающее о том, как можно списать контрольную с веб-сайта. И вновь для половины слушавших рекламу играла фоновая музыка, на этот раз та самая песня Джеймса Брауна I Got You (I Feel Good).
В обоих случаях те, кто слушал объявления с музыкой, более благосклонно воспринимали предлагавшиеся им неэтичные, связанные с обманом поступки. Некоторые участники даже заявили, что не видят в них ничего плохого.
Искусственная бездушность
В рамках еще одной серии исследований, отчет о которых опубликован в научном журнале Psychology of Music, ученые зашли еще дальше. Они заставили испытуемых проявить бессердечность по отношению к другому человеку.
На этот раз Зив и ее коллеги попросили добровольцев выполнить грамматический тест с одновременным прослушиванием фоновой музыки.
Одна группа слушала знаменитый хит Джеймса Брауна, другая — испаноязычный танцевальный хит Suavemente певца Элвиса Креспо, а третья — контрольная — не слушала никакой музыки.
Пока музыка еще играла, ученые обратились к некоторым участникам с просьбой позвонить студентке, которая должна была принять участие в исследовании, чтобы набрать необходимые баллы и закончить курс.
Им нужно было сообщить девушке, что ей отказано в участии. Исследователь просто говорил: «Я не хочу ее видеть».
Участников из другой группы попросили сказать студентке, пропустившей последний семестр из-за болезни, что ей не смогут предоставить учебные материалы, которые уже были обещаны ранее.
Большинство из тех, кто не слушал музыку, отказались сделать это, что неудивительно: кому охота выполнять чужую грязную работу, особенно если это помешает другому человеку закончить учебу?
Однако Зив обнаружила, что в первом испытании 65% тех, кто слушал фоновую музыку, согласились исполнить просьбу исследователей. Во втором испытании на это согласилось 82% слушавших музыку.
«Эти результаты меня поразили, — говорит Зив. — Их просили сделать то, что может причинить боль другому человеку, и они были не против».
Так что же происходит, когда мы слушаем невероятно позитивный трек Джеймса Брауна?
Зив считает, что в те моменты, когда мы чувствуем себя счастливыми, наши личностные характеристики претерпевают определенные изменения.
«Есть исследования, подтверждающие, что в хорошем настроении мы чаще соглашаемся с другими и не так критически воспринимаем информацию. А те, кто находится в подавленном состоянии, более склонны к анализу, и их труднее убедить в чем-либо», — объясняет Зив.
«Рождественские мелодии — это идеальный пример радостной музыки, которая способна делать людей более уступчивыми. В торговых центрах зачастую есть группа специалистов, выбирающих, какую музыку и какие рекламные объявления транслировать, чтобы создать правильную атмосферу», — добавляет она.
Кроме того, некоторые характеристики музыки могут определенным образом влиять на работу нашего мозга. Так, например, ритмичные звуки могут координировать поведение и мышление целой группы людей.
Аннетт Ширмер, нейробиолог из Сингапурского университета, обнаружила, что мозговые волны способны синхронизироваться с ритмом ударного инструмента.
Результаты ее исследования могут помочь объяснить, почему барабаны играют такую важную роль в обрядовых церемониях различных племен и почему военные маршируют под звук барабанной дроби.
«Ритм объединяет всех участников группы, на какое-то время синхронизируя их мысли и поступки», — предполагает Ширмер.
До сих пор не ясно, как музыка воздействует на поведение людей в реальной жизни, а не в лаборатории. Тем не менее Зив считает, что это влияние может быть огромным.
«Мне кажется, что в реальном мире оно может доходить до крайностей», — говорит она.
Это довольно тревожная мысль. В качестве примера Зив приводит склонность футбольных фанатов к насилию, отмечая, что к числу побуждающих факторов могут относиться и те кричалки, которые они скандируют на стадионах.
«Музыка способна создавать чувство группового единства и согласия, — говорит она. — Когда люди что-то делают вместе, они чаще соглашаются друг с другом. В результате мы получаем так называемое коллективное мышление, способное отодвинуть на второй план моральные убеждения индивида».
По мнению Зив, музыка также может влиять на процесс голосования. «Музыка постоянно используется в политике, чтобы подогревать интерес к определенным идеям и формировать единство», — считает она.
Джейсон Маккой, музыковед из Далласского баптистского университета в штате Техас, с ней согласен. Он считает, что музыка помогает сделать безнравственные идеи более приемлемыми.
В качестве исторического примера он приводит Германию, где нацисты передавали по радио популярный тогда свинг, чтобы как можно больше молодых людей слушали пропагандистские передачи, которые сопровождала эта музыка.
В одной из своих научных работ Маккой исследовал то, как музыка повлияла на разжигание ненависти в Руанде во время геноцида 1994 года.
Он попытался выяснить, воспринимали ли люди призывы к вражде более благосклонно, если те сопровождались музыкой.
Новое исследование Зив посвящено влиянию патриотической музыки и национальных гимнов на расистские настроения и враждебность по отношению к другим народам.
Она обнаружила, что прослушивание песен, восхвалявших мужество израильских солдат, заставляло участников эксперимента более враждебно относиться к представителям других национальностей, в том числе к палестинцам.
Само собой, музыка — это лишь один из множества факторов, незаметно воздействующих на наше поведение.
Но в следующий раз, когда услышите по радио свою любимую мелодию, задумайтесь. Ведь, перефразируя знаменитую песню Джеймса Брауна, если вам хорошо, это не значит, что вы не способны причинить зло другим.